По спирали Возрастов: Алхимия человеческой личности

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Человек приходит в этот мир развиваться. Вернее сказать, это Дух и Душа, в форме Человека, приходят в наш мир получать и нарабатывать нужный им опыт. Их развитие происходит от самого рождения и до последнего вздоха.

Индивидуальное развитие человека проходит по трем осям: биологическое, социальное и психологическое. Самое интересное, что одинаковые по возрасту люди могут существенно отличаться по уровню достижения определенных ступеней своего социального и психологического развития.

За время жизни Человек проходит четыре этапа. Все эти этапы тем или иным образом связаны с развитием и адаптацией определенных частей мозга. В психологии для описания этих этапов используется тройственная модель мозга:

  • рептильный мозг – он отвечает за инстинкты, выживание;
  • лимбическая система – управляет чувствами и эмоциями
  • неокортекс – сознание и интеллект. 

 

На каждом этапе развития главенствующую роль играет та или иная часть мозга.

Первый этап развития – это досоциальный уровень.

На этом этапе происходит адаптация человека к нашему миру. Как правило, он завершается к 18-и годам. Здесь на полную мощность управляет рептильный мозг, потому что перед человеком стоит главная задача – выжить, прокормить себя, обеспечить безопасность.

Именно в этот период в человека закладываются разные убеждения, которые потом играют большое значение в принятии им своих решений.

Второй этап - социальный уровень.

На этой стадии человек учится жить и взаимодействовать с людьми. Он приобретает профессию, обеспечивает свое материальное благосостояние, налаживает человеческие взаимоотношения, создает семью, у него появляются дети.

Здесь важную роль играет лимбическая система мозга, отвечающая за чувства и эмоции, потому что для социализации человека в обществе как раз и нужно научится управлять своими чувствами и эмоциями. Этап заканчивается к 36 годам.

Третий этап - это постсоциальный уровень.

На этой стадии развития с 36 до 54 лет главную роль играет наша индивидуальность. Мы начинаем самореализовываться, открывая, в первую очередь, свое и для себя, а потом уже для других.

На этом этапе эстафету главной роли в управлении принимает неокортекс.

Четвертый этап надсоциальный уровень.

К этому времени человек должен пройти основные уровни развития. Все три мозга (рептильный, лимбический и неокортекс) должны включиться в работу.

Мы начинаем понимать и осознавать, что жизнь в теле конечна, что, кроме материального мира, оказывается, существует и Духовный Мир. Приходит время задуматься о Душе.

В таком упрощенном виде современная психология рассматривает развитие человека. Наши предки подходили к этому вопросу гораздо шире. По их представлениям Душа, беЗсмертна и жизнь на Земле - это только частный случай беЗконечного существования.

Поэтому главная задача на этой стадии – осознать, что мы беЗсмертны, а смерть - это всего лишь переход на новый виток нашего развития. Смерть, в представлении наших предков, это Смена Мерности.

Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих уровней развития.

  1. Досоциальный уровень.

Этот уровень начинается с самого рождения и, как правило, завершается к 18 годам. Его можно разбить еще на три этапа.

- с рождения до 6 лет – ранее детство.

- с 6 до 12 лет – детство.

- с 12 до 18 лет – юность.

Первый этап -  ранее детство

От рождения до 6 лет.

Человек только родился. Он не умеет выживать в этом мире, не умеет ухаживать за собой, не умеет управлять собой. Он не умеет еще ничего: ни ходить, ни говорить.

Он еще не понимает, что можно делать, а что нельзя. Поэтому ему мама с папой определяют Меру: это хорошо, это плохо, это можно делать, это нельзя. Эта мера просто необходима для его же безопасности.

Здесь особое значение имеет период развития человека до одного года. Он самый важный в формировании личности человека. В это время ребенок беЗпомощный и на его развитие очень сильно влияет отношение мамы и папы к ребенку.

Если мама находится рядом с малышом, заботится о нем, то у него закладывается правильное развитие – доверие к людям, нормальная привязанность к родителям, удовлетворяются его потребности, в том числе и в общении.

Если же мать относится к ребенку неподобающе, надолго бросает его, мало времени проводит с ним, то у ребенка формируется недоверие к людям, эмоциональная изоляция, что негативно складывается на его дальнейшем развитии.

С года до трех лет в ребенке формируется самостоятельная личность, уверенность в себе. Ребенок учится говорить, ходить и общаться. Учится простейшим навыкам – есть самому ложкой, одевать самому одежду и пр.

В это время очень важно излишне с ним не сюсюкаться или быть чрезмерно строгим. Все должно быть в меру, чтобы у ребенка сформировалось чувство самостоятельности.

С трех лет до шести в человека закладывается творческий потенциал, любознательность, и, что особенно важно, полоролевое поведение

Второй этап – детство

С 6 до 12 лет.

В этот период у ребенка формируется любовь к труду, развиваются познавательные и коммуникативные навыки.

При правильном развитии он сам будет проявлять заинтересованность и предлагать свою помощь маме или папе. В данный период у ребенка формируется чувство долга, стремление к успеху, освоение простой работы.

На этом этапе развития Человек управляется инстинктами и страхами. Для него существует только материальный мир.

Воспитание мальчиков этого возраста переходило к отцу. И поэтому еще каких-то сто лет назад мальчик в возрасте от 6 до 12 лет мог уже ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле. Он мог сам себе мастерить игрушки, помогать отцу делать мебель, упряжь и другие нужные в хозяйстве вещи. Если ребенку в возрасте 12 лет дать нож, топор, огниво, кружку и отправить в лес, то он там спокойно бы выжил.                                                       

Девочка могла ухаживать за младшими братьями и сестрами, заниматься огородом, растопить печь, приготовить обед и т.п.

Третий этап – юность

С 12 до 18 лет.

В этот период окончательно формируется половое поведение, происходит становление мировоззрения, выбор профессии. Человек учится подчиняться или, при необходимости, быть лидером.

Главные помыслы и действия направлены на развитие себя и своего тела и наработку знаний и умений, чтобы «построить дом, посадить дерево, вырастить сына».

Итак, обобщим: Досоциальный уровень можно назвать «Я – тело»

На этом уровне человеком управляет животное начало. Все действия направлены на развитие тела, так как придя в этот мир ребенок не умеет ни говорить, ни ходить.

На этом этапе человек получает первые навыки взаимодействия с людьми. Его мало интересуют социальные вопросы, ограничения. Он учится взаимодействовать со сверстниками с позиции Я – тело. Взаимодействие с окружающими происходит по горизонтали.

Главенствующую роль играют авторитеты. Для людей этого уровня имеют большое значение установленные правила (догмы). Мысли человека направлены на момент «здесь и сейчас», в лучшем случае на завтра или несколько дней.

2.Социальный уровень

Социальный уровень также имеет три этапа

- с 18 лет до 24 лет.

- с 24 лет до 30 лет.

- с 30 лет до 36 лет.

Первый этап – Молодость

С 18 до 24 лет

Это время умственной и нравственной зрелости. Человек осваивает выбранную профессию, выбирает стиль жизни и свое место в ней.  У него формируется профессиональное мышление.

Он самоутверждается в профессиональной и социальной сфере, борется за свое место под солнцем. Как правило, в это время человек выбирает себе спутника жизни и создает семью.

Второй этап – зрелость 1

С 24 до 30 лет

На этом промежутке времени наступает первый период зрелости. В этот момент человек полностью раскрывается как личность. Он стремится стать лучшим во всем: высоко подняться по карьерной лестнице, стать надежной опорой своим близким. У него уже нет юношеского максимализма. Он уже хорошенько обдумывает свои поступки и поэтому ему удается сделать намного больше, чем в юном возрасте.

Третий этап – зрелость 2

Это второй период зрелости. Жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Как правило, к этому времени человек уже приобрел или построил жилье, родил детей. Материально обеспечил себя и семью.

Обобщим: Социальный уровень можно обозначить как «Я – семья»

На этом уровне человек должен получить опыт создания семьи, воспитания детей, научиться налаживать отношения в семье, обеспечить семью финансово.

Главенствующее начало здесь – семья-род. Человек уже задумывается, а что будет через год, через пять лет.

  1. Постсоциальный уровень

На этом уровне развития так же имеется три этапа

- с 36 лет до 42 лет.

- с 42 лет до 48 лет.

- с 48 лет до 54 лет.

Первый этап – раняя взрослость

С 36 до 42 лет.

К этому возрасту человек уже достиг материального благополучия. Он уже не переживает за будущее. Все чаще приходят в голову мысли, что мы смертны, что наше время проходит. Человек все чаще задает себе вопросы: «А зачем все это?», «Для чего я существую?», «Для чего вообще всё?».

В этом возрасте человек уже накопил определенный багаж опыта и знаний и пришло время реализовать свое призвание. Как правило, в этот период нужно уже сделать выбор своего Духовного пути. Человек начинает понимать, как устроен мир и общество, к нему приходит мудрость, к нему приходит целостное видение жизни.

По мере своего развития человеку в этот период приходится принимать все большую ответственность за тех, кто от него зависит. Принятие еще большей ответственности дает ему возможность совершенствоваться как личности.

Второй этап – средняя взрослость

От 42 до 48 лет.

В этот период жизни человек подходит к тому, что уже способен полностью проявить творческую энергию, заложенную в него Природой. У него появляется желание повлиять на происходящее в мире.

Главной чертой этого периода является служение людям. Как правило в это время появляются отличные руководители, живущие по совести и отстаивающие справедливость.

Третий этап – старшая взрослость

От 48 до 54 лет.

В этот период развития человек достигает осмысления и понимания как устроен мир, общество. Люди, достигшие такого уровня, могут управлять государством. Все помыслы направлены на служение обществу, Державе.

Обобщим: Постсоциальный уровень можно охарактеризовать как «Я – Общество»

Здесь человек приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт. Дети становятся взрослыми и отношения к ним меняются. К этому периоду человек должен уже задуматься и задать себе вопросы: «А зачем все это?», «Для чего я существую?» и сделать выбор в сторону Духовного пути развития.

В этот период у человека наивысший уровень развития функции внимания и оптимальный уровень интеллекта. Эффективно проявляют себя личностные характеристики этого периода:

- умение брать ответственность на себя;

- стремление к власти и организаторские способности;

- уверенность в себе и целеустремленность;

- способность сопротивляться проблемам реальности с   помощью развитой Воли;

- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» опыт молодому поколению.

Главной чертой на этом этапе развития является служение людям, обществу, Державе, поэтому самыми лучшими управленцами люди становятся именно в этот период Жизни.

Человек уже планирует жизнь на 10, 15, 25 лет.

4.Надсоциальный уровень «Я – весь Мир».

Этот уровень развития от 54 лет до 72 лет.

Главной составляющей этого этапа является отношение ко всему миру и служение ему. Человек этого уровня уже планирует на эту жизнь и на следующие жизни, думает и работает на следующие поколения людей.

Он держит под контролем свой ум и чувства. Это человек, который воспринимает мир через единение с ним.  Знания он получает не только через логику, но и через интуицию.

Мы рассмотрели этапы развития Человека согласно возрасту и психологии. Теперь давайте рассмотрим социальный аспект и как он состыкуется с возрастными и психологическими этапами.

Досоциальный этап – Детство - Юность

Вернемся в период раннего детства с рождения до шести лет. На этом этапе у Человека главенствуют врожденные инстинкты главный из которых «Выживай» и безусловные рефлексы. В возрасте трех лет у Человека начинает проявляться Воля.

На этом этапе Человек, как индивид представляет человекобразное животное - это животный строй психики.

Следующий период детство с шести до двенадцати лет – детство. В этот период в Человека закладываются традиции культуры, общества, в котором он проживает, и они стоят над инстинктами. Здесь Человек как индивид является носителем типа строя психики «зомби», потому что он, по существу,- биоробот, запрограмированный культурой среды.

Следующий период с двенадцати до восемнадцати лет - юность. У Человека развиваются познавательные и коммуникативные навыки, происходит становление мировоззрения. Главные помыслы и действия направлены на развитие себя и своего тела и наработку знаний и умений. Это соответствует демоническому строю психики. Человек уже что-то познал, что-то понимает, но у него еще не проснулась Совесть.

На досоциальном этапе, все действия и помыслы Человека направлены на себя самого. Его отношение к окружающему миру Я – тело. В этом периоде Человек может управлять только собой.

Человек с самого своего рождения проходит все строи психики. И то, что животный строй психики особенно проявляется в возрасте до шести лет, не значит, что в более позднем возрасте влияния животного строя психики на человека не будет.

У некоторых индивидов этот строй психики будет главенствовать всю жизнь.

Точно так же с остальными строями психики Человека. При нормальном развитии Человека, у него к 18 годам должна заработать Совесть. Если же Совесть не включается, то, как правило, Человек остается с тем строем психики, который у него закрепился. На досоциальном этапе развития животное начало преобладает в психике и его влияние на Человека составляет от 100 до 75%.

После восемнадцати лет наступает социальный этап с 18 до 36 лет, включающий в себя молодость и зрелость. Как правило, к этому периоду (после 18 лет) у Человека включается Совесть, и он начинает осознавать водительство Божьего Промысла – это соответствует человеческому строю психики. На этом этапе отношение Человека к окружающему миру характеризуется отношением Я – семья. Он осваивает управление семьей или небольшим коллективом.

На социальном этапе развития на Человека продолжает действовать животное начало и его влияние составляет от 75 до 50%.

В Концепции Общественной Безопасности  выше человеческого строя психики больше ничего нет. Действительно, Человек может находиться в достигнутом строе психики всю жизнь.

Но так ли все на самом деле? У нас есть еще два интересных этапа жизни – это постсоциальный с 36 до 52 лет и надсоциальный с 52 до 72 лет. Давайте разберемся, в чем заключается их особенность.

Постсоциальный этап – Взрослость.

Прежде всего, в этом возрасте Человек начинает задумываться «Для чего я существую?», «Зачем создан этот мир?». На этом этапе человек обычно достигает определённых вех в карьере и материальном благополучии, что позволяет ему более спокойно смотреть в будущее. В этот период у человека наивысший уровень развития функции внимания и оптимальный уровень интеллекта.

Главной чертой на этом этапе развития является служение людям, обществу, Державе. Его отношение к обществу можно охарактеризовать как Я – общество.

Такое проявление личностных характеристики этого периода как:

- умение брать ответственность на себя;

- стремление к власти и организаторские способности;

- уверенность в себе и целеустремленность;

- способность сопротивляться проблемам реальности с   помощью развитой Воли;

- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» опыт молодому поколению.

Это позволяет им быть хорошими руководителями и людей, достигших такого уровня, можно отнести к обладателям  строя психики «Управленец».

Почему управленцем может быть именно Человек, возраст которого перевалил за 36 лет? Прежде всего потому, что только к этому возрасту в работу включаются все три мозга: рептильный мозг, лимбическая система и неокортекс.  Дело в том, что даже если у Человека проявится частичное включение  этих видов мозга в более раннем возрасте, то он все равно не сможет быть хорошим управленцем из-за незрелости психологических характеристик.

Юношеский максимализм, горячность, недостаток жизненного опыта и т.д. ошибки могут приводить в таком случае к неправильным решениям в управлении, а устранение этих ошибок ведет к большим энергетическим, социальным и экономическим затратам.

Влияние животного начала на Человека в этом возрасте составляет от 50 до 25%.

Надсоциальный этап - Старость

Этот этап начинается после 54 лет. Казалось бы, что может беспокоить человека, который уже достиг определённого успеха? Но, как правило, в этом возрасте в душе возникают вопросы о безсмертии, о смысле всего сущего, о духовном пути.

Этот период жизни приводит к переосмыслению многих вещей и постепенно подготавливает к последнему этапу, где человек уже не только осознает себя как личность и часть общества, но и как часть большего, целого, вечного и постоянно трансформирующегося мира.

Мудрость этого этапа - это умение видеть за гранью материального, осознавать свою роль в этом мире и быть готовым к новому пути, который не заканчивается с физической оболочкой.

Человек начинает чувствовать связь между собственным "Я" и всем остальным существующим, как мостик между физическим и духовным. Человека, достигшего такого уровня развития, с полным правом можно считать имеющим строй психики «Жрец», ведь его отношение к окружающему миру характеризуется, как Я – весь Мир.

Животное начало имеет на него влияние от 25 до 0%.

Мы остановились на уровне развития Человека в 72 года, но это не значит, что всё - жизнь закончилась. 72 года – это половина Круга Жизни, как считали наши Предки, а полный Круг Жизни равен 144 годам. Так что Жизнь продолжается.

Начинается новый этап, который повторяет все этапы до этого возраста, только уже на новом уровне. Жизнь идет по спирали, унося Человек все выше и выше на просторах Бытия.

Конечно, нарисованная нами картина – это идеальный вариант. Уникальность каждого индивида никто не отменял. Ведь этапы развития каждого человека зависят и от степени зрелости его Души и Духа.

Социальная адаптация, психологическая эволюция и духовное пробуждение не у всех и не всегда происходят вовремя, но это тема уже для другого  исследования.

Какой бы стадии жизни мы не достигли, мы всегда находимся в процессе обучения и самореализации. Таков путь человека - существа, которое никогда не прекращает расти духовно, вне зависимости от возраста.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©2024 Пробуждение Осознания. Все права защищены. Авторское право принадлежит Александру Неил. При копировании или цитировании ссылка на сайт и автора обязательна.
Яндекс.Метрика

Search